Шаболовская

Мы - первая частная семейная клиника в Москве. 20 лет дарим счастье материнства, здоровое детство...

 

Приучить ребенка к горшку

09.09.15 | статьи

Есть ли связь между возрастом ребенка и использованием одноразовых подгузников для обучения детей пользоваться горшком. Этот вопрос волнует не только родителей, но и врачей – педиатров, и детских психологов. Проводились исследования, в которых участвовали близнецы, при уходе за которыми у одного близнеца использовались марлевые подгузники, у второго – одноразовые. Результаты исследований показали, что обе группы детей перестали носить подгузники в одно и то же время, в среднем в возрасте 27 месяцев. То есть в ходе исследования не было получено данных, которые бы свидетельствовали о большей продолжительности пользования одноразовыми подгузниками по сравнению с многоразовыми из-за ощущения сухости.

Считается, что оптимальным возрастом для начала приучения к горшку является 12-18 месяцев и готовность к осознанному использованию горшка может появиться к 36 месяцам. И это считается нормой, так как контроль нервной системы за физиологическими отправлениям (мочеиспускание, акт дефекации), то есть осознанный контроль за сфинктерами формируется к этому возрасту. Если приучение к горшку начать с рождения или с полугода, окончательный результат будет получен к тому же возрасту, как если бы этот процесс был начат с 1-1.5 лет. Некоторые мамы испытывают особую гордость, приучив своих малышей к туалету в 6 месяцев, однако выработанные рефлексы оказываются не ­стойкими и детки снова начинают мочиться в пеленки, памперсы, ползунки. После года такому малышу будет также трудно проситься на горшок, садиться на него, как тем детям, которых не высаживали в младенчестве.

Учитывая большие возрастные интервалы для выработки навыка пользования горшком (1-3 года), каких–то специальных рекомендаций нет. Главное – участие в этом процессе должно вызывать расположение ребенка, его интерес.

Готовность ребенка к обучению туалетным навыкам можно определить по некоторым признакам:

  • у ребенка имеется регулярное время опорожнения кишечника;
  • он остается сухим не менее 2 часов;
  • просыпается после сна сухим;
  • испытывает дискомфорт от загрязненных подгузников или штанишек, хочет снять их с себя;
  • жестами или словами сообщает о том, что хочет в туалет;
  • малыш умеет снять и одеть штанишки;
  • пойти в туалет и выйти из туалета
  • проявляет желание пользоваться горшком или туалетом;
  • хочет носить трусики или штанишки как взрослые.

Если ребенок категорически отвергает горшок, не надо настаивать на этом, разумнее временно процесс приучения перенести на более поздний срок, например, через месяц, иначе это займет больше времени. Чему бы Вы не обучали малыша, не должно быть никакого насилия над маленькой личностью, тогда любой процесс обучения даст значительно лучшие плоды и ни у кого не будет вызывать раздражение.

Рекомендуется высаживать малыша на 3-5 минут после кормления, до и после сна, до и после прогулки. Необходимо поощрять потребность ребенка проситься на горшок, сдерживать себя до тех пор, пока не сядет на горшок, спокойно относиться к неудачам.

Летом на малыша можно одевать днем трусики, зимой – на короткое время трусики и колготки, на прогулку или ночной сон целесообразно надевать подгузник, пока не выработается устойчивый навык.

Нецелесообразно ночью будить малыша и высаживать на горшок, для Вас – это экономия времени на стирку постельного белья, для ребенка – не осознанное опорожнение мочевого пузыря, не приводящее к выработке осознанных навыков.

И, конечно же, горшок – не игрушка, не надо позволять играть с горшком, складывать туда игрушки, надевать на голову и т.д.

Оценивая готовность обучения маленького ребенка, родители должны помнить, что от них потребуется терпеливость, внимательность к ребенку, нужно будет пересмотреть график своей занятости, выбрать время для обучения дитя.

Евтеева Наталья васильевна, врач педиатр, к.м.н., зав. терапевтическим отделением

все статьи